21:41
За двумя зайцами
Молодых людей, совмещающих учебу в вузе и работу, становится все больше. Те, кто в 18-19 лет делают первые шаги в профессии, нередко к 23-25 встают у руля вполне "взрослого" бизнеса. Какая сила заставляет их добровольно отказываться от беззаботной студенческой жизни? И как им удается успешно сочетать офисные будни с лекциями и сессиями? Слово нашим героям.

Георгий Михайлец, начальник пресс-службы ЦВ "Протек", 24 г.:


- Думаю, если задаться целью, вуз и офис можно совмещать, даже если окружающие от этого не в восторге. В 15 лет я поступил в Санкт-Петербургский медицинский университет, но вскоре понял, что вряд ли посвящу себя медицине. Преподаватели же были лояльны только к тем, кто работал санитаром или медбратом, поэтому я не афишировал, что состою в пресс-службе компании, которая занималась образовательным туризмом. Днем я развивал связи фирмы с общественностью, вечером писал статьи в глянцевые журналы. При этом не только не попал в списки отчисленных, но и успешно окончил университет. За годы учебы я даже стал ведущим редактором известного делового журнала, но все же вернулся в PR, вырос до начальника пресс-службы одной из крупнейших фармацевтических компаний - ЦВ "Протек". Так моему образованию нашлось применение!

Работа многому учит. Внештатные ситуации, усталость, скверное настроение в тот самый момент, когда нужно собраться на 120%, неизбежны. Мой проверенный рецепт - злобно сказать себе: "Работай-работай, солнце еще высоко, а кавардак в голове - твоя личная проблема!"

Ким Нечаев, менеджер по развитию бизнеса "Независимой лаборатории INVITRO", 24 г.:

- Если есть возможность, все должно идти привычным путем: учеба, а затем работа. У меня было иначе. Я приехал из Астрахани, поступил на мехмат МГУ и должен был "выживать" в Москве. Раздавал листовки, разгружал мебель, работал консультантом в магазине. Моя специальность - прикладная математика - была востребована в сфере IT, и уже к 4 курсу я стал веб-дизайнером, затем программистом, даже менеджером по проектам.

Конечно, совмещать карьеру и учебу было сложно, и в дипломе набралось несколько троек... Преподаватели критически относились к моей занятости, хотя и понимали, что на стипендию жить нельзя. Как и у многих молодых сотрудников, в работе случались срывы. В такие моменты я говорил себе: "Сейчас ты работаешь, однокурсники расслабляются. Зато потом ты будешь сидеть в кресле, попивая мартини, а остальные будут работать. И не исключено, что они будут работать на тебя!"

Но я бы все-таки советовал молодым людям делать акцент на образовании, пуская работу в "фоновом режиме". Кстати, сразу после окончания МГУ я поступил на программу МВА в области маркетинга: мне хотелось развиваться как менеджеру и получить знания в новой сфере бизнеса.

Анри Асатуров, IT-директор компании "ЭСТА", 21 г.:

- Если бы вуз давал мне необходимый уровень практических навыков, я бы предпочел поучиться подольше. Но в МТУСИ, по моей специальности - программное обеспечение, к сожалению, не хватает преподавателей-практиков. С 3 курса я все реже посещал занятия, а затем полностью переключился на работу. Кроме того, хотелось быть самостоятельным, ни от кого не зависеть.

Промо-акции компании Intel были находкой для студента! Мы консультировали потенциальных покупателей, за день получали неплохую сумму, при желании могли пропустить день, не рискуя потерять место. Один из любознательных клиентов, <пытавший> меня каверзными вопросами, в итоге предложил мне взять на себя всю компьютерную часть его бизнеса.

Сейчас у меня в подчинении два сотрудника - мои ровесники. Я стараюсь держаться на равных. Удерживаю авторитет за счет того, что обладаю широкой специализацией. Конечно, управленческие навыки нужно развивать.

Когда начинать строить карьеру? Что бы вы ни выбрали - постепенное развитие или попытку успеть все одновременно, - у каждого пути свой риск. Риск что-то упустить или не заметить выигрышный момент. Если отдаешь себе в этом отчет и готов рисковать, уверен в своих силах - значит, настроен на победу и наверняка выиграешь!

Марина Клондиль, руководитель турфирмы Les Audacieux, 23 г.:

- Устраиваясь в 18 лет в турфирму, я думала не столько о карьере, сколько о том, как познакомиться с иностранцем. Работа раздатчика рекламных листовок имела свои плюсы: раз в месяц нас отправляли на выставки, на что я и рассчитывала. Но принц на белом лимузине все не приезжал.

Затем я заняла место ушедшей в декрет сотрудницы. Так я - студентка МАМИ, вместо червячных передач увлеклась географией и историей. Сдала хвосты на 3 курсе и поняла, что в этом вузе мне больше делать нечего. С головой ушла в работу, кончились дружеские вечеринки, свидания. Ведь появилась новая idee-fix: изучать турбизнес в Европе. Через год я поступила в Сорбонну. А еще полгода спустя встретила Люка. Он не только стал моим мужем, но и помог открыть свое дело. Сейчас я учусь и одновременно применяю знания на практике. И понимаю, что если бы не моя девичья греза, я могла и не достичь таких высот.

Антон Геворкян, менеджер-стажер отдела по работе с персоналом Бритиш Американ Тобакко Россия, 21 г.

- В 20 лет я окончил факультет иностранных языков МГУ. В студенческие годы несколько раз ездил работать за границу, а когда писал "диплом", начал подыскивать постоянное место. В конце 2002 года на выставке "Образование и карьера" узнал о программе стажировок BAT и решил попробовать себя в отделе по работе с персоналом, где и работаю уже год.

По своему опыту скажу: если вы начнете работать, придется чем-то жертвовать. Позднее вы найдете оправдание затраченным силам, времени, здоровью. Но поначалу трудно отказаться от увлечений, порой - и от личной жизни.

Очень важно верить в свои силы. Часто молодые люди думают: я неопытный, значит, никто не будет воспринимать меня всерьез. Избавиться от такой установки мне, например, помогли <старшие товарищи> - менеджеры компании: если их критику воспринимать не как причину для обиды, а как позитивный импульс для дальнейшего развития, можно сломать тобой же выстроенные барьеры и двигаться дальше, приобретая тот самый заветный опыт.


Точка зрения...

...психолога

Тамара Громова:

- Нагрузка в вузе очень велика. Добавить к ней ежедневные 5-8 часов в офисе, и через пару лет 25-летние мальчик будут выглядеть на 30. Но у наших детей есть причины работать. Родителям и педагогам можно посоветовать мудрее относиться к карьерным устремлениям молодежи. Как бы банально это не звучало, поддерживайте своих детей, а не критикуйте за любовь к независимости.

А молодым карьеристам дам совет. Каждый раз, когда руки опускаются, а начальник требует полной отдачи, задайте себе вопрос: <Ради чего я работаю?> Записывайте свои ответы, какими бы странными они ни казались. Проанализировав 7-10 ответов, вы найдете свою истинную мотивацию, свой ключ к тому, чтобы в нужный момент собраться. Пользуйтесь им по мере надобности.

...преподавателя

Виктор Чистов, к.э.н., доцент кафедры "Экономика промышленности" факультета Экономики и менеджмента МАИ:

- Как преподаватель я одобряю стремление студентов начинать свою карьеру в уже в период учебы (к 5 курсу около 80% аудитории где-либо уже работает). По возможности, мы ищем компромисс. Вводятся электронные учебники и свободная сдача промежуточных зачетов и тестов в компьютерных классах, что не исключает коллективных семинаров с обязательным присутствием. Я, например, разрешаю студентам выполнять практические задания не в институте, а на работе или домашнем компьютере и сдавать их на проверку по электронной почте или на дискетах.

В последние 4-5 лет студенты стали более серьезно относиться к будущей работе. Вуз готовит специалистов широкого профиля, с необходимым объемом теоретических знаний в каждой области, которые пригодятся нашим ребятам. Практическое закрепление этих знаний на рабочих местах позволяет им быстро включаться в избранную профессию. Вузам стоило бы учесть складывающуюся ситуацию, например, увеличивать объем заданий студентам на самостоятельную проработку с жестким последующим контролем, расширять период сессии, шире использовать информационные технологии в обучении.

...руководителя

Андрей Кипкалов, руководитель отдела логистики Hilti:

- Уверен, что студент может эффективно совмещать работу и учебу. Правда, руководителю стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, студенты блестяще справляются с заданиями, которые требуют не сложных навыков и специфических знаний, а аккуратности и внимания: ввод и обработка данных, первичный анализ. В моем подразделении студенты занимаются вводом данных по затратам на транспортировку, обработкой счетов, составлением сводного отчета.

Во-вторых, очень важно четко формулировать задачу, и чем более наглядной она будет, тем выше вероятность того, что работа будет выполнена качественно. Молодой сотрудник наиболее эффективен в той отрасли, которая перекликается с его образованием. И если, к примеру, работа студента напрямую связана с темой его дипломного проекта, ее результаты могут превзойти все ожидания.

Практикум молодого карьериста

**Оптимально начать работу на 3-4 курсе. На 1-2 курсах лучше наработать хорошую репутацию, чтобы затем безболезненно сочетать работу и учебу.
Для студента идеальна работа с частичной занятостью. Попробуйте также устроиться стажером (рабочий день стажера обычно короче, чем у постоянного сотрудника).
*Не бойтесь реакции преподавателей. К работающим по специальности студентам относятся с пониманием и уважением.
*Сессия и защита диплома для студента - святое. Не дайте своему начальнику забыть об этом.
*Будьте готовы идти на жертвы: на 100% совместить карьеру, вуз, личную и студенческую жизнь мало кому удается.
*Продумайте свой рецепт борьбы с усталостью (спорт, здоровый сон, вылазка на природу с друзьями и т.п.). Хотя бы раз в неделю у вас должен быть выходной!

Просмотров: 513 | Добавил: work-sever | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0